- Зачем нужны
- МСД
- Москва — Санкт-Петербург (М11)
Зачем нужны платные дороги
Платная дорога — это трасса или ее участок, за проезд по которым взимается плата. Трассу строят в качестве альтернативы уже существующей бесплатной дороге. На ней нет ограничений в виде населенных пунктов, светофоров, железнодорожных переездов, тоннелей. Преимущество платных дорог — отсутствие пробок, а также хорошее качество асфальта и освещение. Это позволяет водителям значительно выиграть время в пути.
В России о платных дорогах заговорили в начале девяностых. Но первая функционирующая платная дорога появилась только в 1999 году — это был 20-километровый участок трассы М-4 «Дон», который проходил в обход села Хлевное в Липецкой области. Тогда проезд по трассе для легковой машины стоил 5 руб. Через год платная часть дороги разрослась в 2,5 раза. Сейчас протяженность платных участков дороги М-4 «Дон» насчитывает 1 105 км.
С тех пор число платных магистралей в России постоянно увеличивается. Однако любую новую или отремонтированную дорогу платной сделать нельзя. Одним из главных условий взимания с водителей денег является то, что должен быть альтернативный бесплатный объезд.
Платные дороги:
- ЦКАД (Центральная кольцевая автодорога в Московской области) — Подмосковье и Новая Москва
- М-1 «Беларусь» — от Москвы до границы с Республикой Беларусь
- М-3 «Украина» — от Москвы до Брянска
- М-4 «Дон» — от Москвы до Краснодара
- М-11 «Нева» — от Москвы до Санкт-Петербурга
- М-12 «Восток» — от Москвы до Казани
- МСД (Московский скоростной диаметр) — Москва, от Солнцево до М-11 «Нева» с ответвлением на М-12 «Восток»
- ЗСД (Западный скоростной диаметр) — Санкт-Петербург
Московский скоростной диаметр
Московский скоростной диаметр (МСД) — это платная скоростная магистраль, которая протянулась на 68 километров с севера на юг Москвы. Трассу называют скоростным диаметром, потому что на нем нет ни одного светофора. Плюс масса развязок с дорогами, которые берут на себя большую часть транзитного транспорта, минуя центр города.
МСД образована двумя хордами (Северная восточная хорда и Южная восточная хорда) и соединяет 10 крупнейших вылетных магистралей столицы. Здесь 14 удобных транспортных развязок, которые обеспечивают разгрузку Садового кольца, ТТК и МКАД, а также улучшают транспортную доступность 48 районов города, где проживает более 4,5 млн москвичей.
Основной участок МСД протяженностью около 40 км — от входа в город федеральной трассы М-11 на севере до Косинской эстакады — запустили осенью 2022 года. Южный участок МСД и соединение основного участка МСД с федеральной трассой М-12 «Восток» (Москва — Нижний Новгород — Казань) запущены 9 сентября 2023 г.
После запуска основного участка МСД на 13 процентов снизилась нагрузка на северо-восточные участки МКАД. Магистраль разгружает Садовое кольцо, МКАД и ТТК. На 30 процентов стала выше пропускная способность транспортных коридоров, проходящих через территорию Московского региона за счет разгрузки МКАД, ЦКАД. На 20 процентов быстрее стала проезжать скорая помощь в районах, прилегающих к МСД.
Вся Москва по МСД пересекается без без единого светофора за 40 минут. Время в пути в аэропорты Шереметьево и Домодедово сокращается на 20-25 минут.
Власти столицы пояснили, что МСД создавалась не для улучшения транзитного движения, а для разгрузки городских дорог, оптимизации работы общественного транспорта, лучшей связки внутренних районов Москвы.
В 2025 году изменяются условия пользования МСД. Изначально для машин на столичных и подмосковных номерах дорога была бесплатной, а для транзитных автомобилей стоимость проезда составляла 950 рублей. С 15 февраля 2025 года для всех автомобилистов (кроме транзитных авто и транспортных средств отдельных категорий) правила меняются.
Прежние правила проезда по МСД сохраняются 16 из 24 часов или 70% времени суток, когда загрузка не превышает критической отметки. Изменения вводятся только по будням в критически загруженные периоды дня: с 07:00 до 11:00 и с 16:00 до 20:00, чтобы не достигать предельной перегрузки дороги. Все остальное время, в том числе в выходные и праздники, правила проезда такие же, как сейчас — поездка будет бесплатной. Правила транзитного проезда ЦКАД-МСД-ЦКАД не меняются. Проезд по любому участку МСД будет считаться платным, только если автомобиль въехал и выехал с участка в платное время. Например, проезд будет бесплатным, если автомобиль заехал в 06:55, а выехал в 07:30 или заехал в 10:55, а выехал в 11:30.
С 15 февраля 2025 года диаметр делят на 9 участков: Бусиновская развязка — Дмитровское шоссе, Дмитровское шоссе — Ярославское шоссе, Ярославское шоссе — Щелковское шоссе, Щелковское шоссе — шоссе Энтузиастов, шоссе Энтузиастов — Зенинское шоссе, шоссе Энтузиастов — Волгоградский проспект, Волгоградский проспект — Каширское шоссе, Каширское шоссе — улица Подольских Курсантов, улица Подольских курсантов — Варшавское шоссе. Стоимость проезда по каждому — 5 рублей. В среднем один автомобилист проезжает три участка, что соответствует 15 рублям за поездку.
Транзитным он считается в случае, если:
— автомобиль дважды пересек границы ЦКАД (в любом месте) в течение 24 часов и проехал по МСД,
— между въездом автомобиля на МСД и съездом с МСД прошло не более 2 часов.
Оплатить поездку необходимо только за каждый полностью совершенный маршрут ЦКАД-МСД-ЦКАД независимо от времени дня, типа транспортного средства или количества транзитных проездов по МСД. Въезд для грузовых транспортных средств запрещен, за исключением машин с пропусками.
Проезд по МСД бесплатный для:
- транспорта общего пользования (наземный городской транспорт);
- такси с разрешением на перевозки в Москве и Московской области;
- транспортных средств, на которых осуществляются регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам;
- специального транспорта, оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
- транспорта организаций федеральной почтовой связи, осуществляющих перевозки почтовых отправлений и денежных средств, а также сопровождающих почтовые отправления и денежные средства работников таких организаций.
Водители каршеринга оплачивают проезд аналогично другим автомобилистам, оплата проводится через оператора каршеринга.
Как оплачивать
На МСД нет пунктов оплаты со шлагбаумами. Проезд отслеживают дорожные фото- и видеокамеры: они автоматически считывают номера автомобилей.
Оплатить проезд по МСД можно сразу, не дожидаясь появления начисления — в течение 5 дней на сайте msd.mos.ru, в приложении «Парковки России», либо непосредственно во время поездки — при помощи транспондера.
Транспондер дает скидку на проезд по платным дорогам, а также позволяет проезжать через пункты оплаты гораздо быстрее. Подробнее о транспондере.
Если не оплатить проезд в течение 20 дней с момента формирования начисления, владельцу автомобиля выпишут штраф:
- 3 000 рублей для легковых автомобилей физлиц, 10 000 для юрлиц;
- 5 000 рублей для грузовиков и автобусов физлиц, 15 000 для юрлиц.
Оплатить штраф можно со скидкой 25% в первые 30 дней со дня вынесения постановления — например, на Госуслугах, сайте mos.ru или в банке по реквизитам.
Платная дорога Москва — Санкт-Петербург (М11)
Платная трасса Москва-Санкт-Петербург называется «Нева». Она тянется от Москвы до Санкт-Петербурга и проходит параллельно существующей автомобильной дороге М-10. Прежде дорога состояла из двух больших платных участков с «перерывом» на Тверь общей протяженностью 669 км. В июле 2024 года эти участки объединены обходом города. На строительство автомагистрали ушло почти 10 лет, оно проводилось в несколько этапов.
Расчетная скорость движения по автомагистрали — 150 км/ч, но действующее ограничение — 110 км/ч и 130 км/ч. Если по бесплатной дороге время проезда от столицы до Питера составляет 9-10 часов, то по платной можно добраться 5 часов 30 минут.
На всей протяженности установлены камеры, отслеживающие скоростной режим. О камерах предупреждают знаки. Практически вся трасса имеет по 2 полосы в обе стороны, но уже на подъезде к Москве или Санкт-Петербургу дорога расширяется на 3 полосы.
Трасса начинается в Москве на километровой отметке «15» и заканчивается в Питере на отметке «679». В Москве на М11 можно съехать с 78-го километра МКАДа, а заканчивается она в Санкт-Петербурге на пересечении Пулковского шоссе с кольцевой автодорогой.
Практически вся дорога принадлежит компании «Автодор», кроме «золотого участка», где владельцем является «Северо-западная концессионная компания». Золотым этот кусок называется из-за его стоимости — это самый дорогостоящий для водителей участок. Стоимость проезда для легковой машины в зависимости от времени и дня недели может достигать 1 400 руб.
Как оплачивать
Стоимость проезда по платной трассе зависит от места въезда и съезда, дня недели, времени суток, а также категории машины. К примеру от Москвы до Петербурга в будние дни без транспондера можно доехать за 4180 руб. Наличие транспондера позволяет снизить стоимость на 15%.
Инфраструктура
Через каждые 20 км на трассе расположены зоны отдыха, где можно найти уютные беседки, туалеты и все необходимое, чтобы привести себя в порядок. Выезжать из зоны отдыха просто — есть полосы разгона, из которых легко влиться в поток. Заправки на дороге расположены очень густо. На каждой из них есть супермаркет, туалет, на некоторых — небольшие закусочные или кафетерии.
По всей дороге до Санкт-Петербурга установлено яркое освещение и электронные экраны, которые информируют о скоростном режиме на данном участке, тарифе на проезд, расположении ближайшей АЗС.
Замена водительского удостоверения в 2023: советы, лайфхаки, подсказки
Договор дарения авто: как его оформить правильно
Как заплатить налог с продажи авто в 2023 году: инструкция и примеры