Фото: Андрей Любимов / РБК
- О последствиях включения в SDN-лист
«Нам пришлось провести переговоры с каждым зарубежным контрагентом, убедиться в готовности продолжать сотрудничество. Мы увеличили платежи в национальных валютах, насколько это возможно, чтобы снять технические ограничения. Поменяли домен с pobeda.aero на российский flypobeda.ru, чтобы устранить риски работы нашего сайта».
«Мы продолжили выполнять полеты по всей маршрутной сети, в том числе в те зарубежные страны, в которые летали и раньше».
- О влиянии высокой ключевой ставки
«За всю историю «Победы» коммерческие займы не привлекались. Исключением были займы от государства, выделявшиеся в виде по сути помощи всем авиакомпаниям в пандемийном 2020 году. Кроме этого, мы не привлекали заемное финансирование и в 2025 году не планируем этого делать. Поэтому ключевая ставка в этом контексте на нас не влияет: у нас нет банковского долга».
- О причинах снижения прибыли в 2024 году
«Давление на прибыль идет по всем статьям: растут расходы на топливо, на обслуживание в аэропортах, которое и так никогда не прекращало расти. Естественным образом растут затраты на техническое обслуживание воздушных судов из-за увеличения цен на запчасти и усложнения путей их поставок. Повлияла также девальвация рубля в конце 2024 года, прежде всего в результате применения новых правил учета лизинговых операций и ремонтов».
- О целях на 2025 год
«Все наши 42 воздушных судна «на крыле». Мы достигли рекордного налета за историю «Победы», несмотря на то что на конец 2021 года у нас было больше воздушных судов — 44. Сегодня у нас максимальный среднесуточный налет и рекордная загрузка кресел по итогам 2024 года — 95,1%. Это очень высокие показатели эффективности. Их как минимум необходимо удержать».
- О самых популярных направлениях в 2024 году
«Свою роль сыграли направления, которые мы открыли в 2024 году: из Москвы в Ташкент и Ош, из Екатеринбурга в Калининград. По приросту пассажиропотока на действовавших ранее рейсах лидер: Москва — Калининград. В целом, исходя из занятости кресел, росли практически все наши направления».
- О перспективах снятия ограничений на южные аэропорты
«Как только эти аэропорты возобновят работу, для полетов откроется ростовская воздушная зона. У нас высвободится 10–15% времени, которое мы сегодня тратим на облет этой зоны. Для нас это примерно 10 тыс. дополнительных рейсов в год».
- О возможности пополнения флота самолетами российского производства
«Для нас принципиально сохранение монофлота, так как это оказывает существенное влияние на показатели нашей бизнес-модели. Что касается дальнейшего наращивания флота, мы планируем консолидацию у себя Boeing 737 группы «Аэрофлот» по мере поступления самолетов российского производства в группу».
- Об обеспечении флота комплектующими
«Прорабатывается соответствующий законопроект, который разрешит в России PMA (Part Manufacture Approval) — производство комплектующих для зарубежных судов. Если он будет принят и наша авиапромышленность справится с этой задачей, мы будем только рады. Сегодня каждый из эксплуатантов выбирает свой путь решения вопроса обеспечения комплектующими. Но что стоит подчеркнуть: требования к летной годности нисколько не ослабли».
- О том, насколько хватит ресурса флота компании
«С учетом того, как у нас сегодня организована поставка запчастей, нам хватит запаса прочности как минимум на ближайшие десять лет, когда средний возраст достигнет 17 лет. А это хороший возраст для любого воздушного судна».
- О дефиците кадров и способах их удержания
«Конкретно у «Победы» нет дефицита, у нас молодая компания со средним возрастом 31 год. Но в отрасли он существует: персонал ищут и аэропорты, и технические провайдеры, и в авиакомпаниях есть естественная текучка. Но для нас главный вопрос — удерживать самые квалифицированные кадры. Потому что подготовка пилотов, инженеров, бортпроводников всегда требует серьезных средств и усилий».
«Риск оттока кадров существует. Чтобы это нивелировать, нужны какие-то инструменты, например ввести льготную ипотеку для высококвалифицированных кадров, как делали для IT-специалистов».
«На мой взгляд, было бы справедливым найти путь, при котором расходы государства на подготовку пилотов были бы включены в договоры с работодателем. Чтобы сотрудник обязан был отработать несколько лет по завершении учебы в российской компании…».
- О главных рисках для «Победы» и для отрасли
«Пока геополитические риски остаются, санкции с нас никто не снял, но в свете последних событий перед нами могут открыться и новые возможности. Нам важно, чтобы наша маршрутная сеть не сворачивалась и чтобы была возможность дальнейшего развития».
Полная версия интервью РБК с главой «Победы»:

Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
РБК Новости