Анонсированное еще в июле повышение утилизационного сбора на автомобили сегодня состоялось. Базовая ставка в размере 20 тысяч рублей для легкового автомобиля осталась прежней, однако заметно выросли коэффициенты, зависящие от объема двигателя и возраста машины. В итоге размер утильсбора для самых популярных автомобилей возрастом до трех лет и объемом двигателя до 2,0 л с сегодняшнего дня вырос с 300600 рублей до 556200 рублей. А для таких машин старше трех лет — с 528800 рублей до 963800 рублей. Ставки, утилизационного сбора для машин с более объемными двигателями, разумеется, вырастут еще больше.
Повышение не затронет только частников, которым обещано сохранение льготного порядка уплаты утильсбора. Главное, не ввозить более одного автомобиля в год и не продавать его минимум 12 месяцев. Кроме того, проект предусматривает ежегодное повышение утильсбора на пять лет вперед. Причем ближайшая индексация состоится уже 1 января 2025-го: такрифы для вышеуказанных машин с моторами объемом до 2,0 л вырастут до 667400 и 1174000 рублей соответственно. А в 2029 году — до 1174000 и 2062000 рублей.
Разумеется, все эти прибавки отразятся на итоговых ценах, пусть и не одномоментно. Первым под удар попадут импортные автомобили, за которые утильсбор взымается в полном объеме. Например, компания Geely уже сегодня подняла цены на некоторые модели. Бюджетный седан Geely Emgrand стал дороже на 53 тысячи рублей (теперь от 2112990 рублей), кроссовер Geely Atlas — на 64 тысячи рублей (от 3293990 рублей), а популярный Geely Monjaro — на 52 тысячи рублей (от 4326990 рублей). Даже седан Geely Preface, едва выйдя на рынок, уже подорожал на 56 тысяч рублей (от 3055990 рублей). Конечно, пока это выглядит как легкая корректировка, но стоит учитывать, что она касается машин, ввезенных еще до 1 октября. Новые партии станут ощутимо дороже. Так что в ближайшие недели стоит ожидать переписывания прайс-листов. И не только на импортные машины: компенсация утильсбора для собираемых в России автомобилей зависит от степени их локализации, то есть повышение их тоже коснется.
На этом фоне некоторые марки могут покинуть российский рынок. В первую очередь, речь идет о тех брендах, которые недавно пришли в Россию и не успели толком закрепиться и достичь целевых показателей продаж. Пока же последняя неделя сентября стала рекордной для нашего авторынка: было реализовано 41686 новых легковых автомобилей! Даже в знаковую неделю с 28 февраля по 6 марта 2022 года удалось продать «только» 38529 машин, хотя это тоже был всплеск. В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), выступавшей против повышения утильсбора, такую активность уже назвали «последними судорогами» авторынка.
Преференции от повышения утилизационного сбора получат АВТОВАЗ, Группа ГАЗ, Соллерс, КАМАЗ и другие автопроизводители с высокой степенью локализации своей продукции. С точки зрения государственного бюджета доходы от утильсбора входят в платежи за использование природных ресурсов. По плану, в следующем году утильсбор пополнит бюджет на 2,01 триллиона рублей, то есть почти в два раза больше, чем в 2024 году. По сообщению издания Ведомости, в 2025 году из этих денег на поддержку отечественных автопроизводителей будет выделено 818,9 миллиарда рублей, что в 2,3 раза больше чем 350,4 миллиарда рублей в этом году.