Почему Индия планирует отказаться от нефти уже через 15 лет — РБК Отрасли

Фото: Shutterstock

Индия увеличивает импорт нефти колоссальными темпами — так, в октябре 2024 года страна закупила почти на 60% больше сырья, чем в сентябре. Суммарный спрос на нефть в Индии может вырасти на 1,2 млн барр. в сутки (до 6,6 млн барр. в сутки) к 2030 году. Это треть всего глобального прироста (3,3 млн барр. в сутки).

Помимо этого Индия стремится увеличить свои мощности по переработке на 81%, до 450 млн т в год с нынешних 249 млн т в год. Правда, есть и другая сторона медали — третья по объему выбросов парниковых газов страна собирается достичь нулевого уровня выбросов к 2070 году. А уже через пять лет производить 500 ГВт возобновляемой энергии, хотя в ноябре 2023 года этот показатель составлял всего 132,69 ГВт.

Министр нефти и природного газа страны Хардип Сингх Пури утверждает, что республика будет полагаться на ископаемое топливо и позиционировать себя как центр мировой нефтепереработки лишь до 2040 года. А получится ли стать «зеленее»?

Нефти все мало

Сейчас Индия — второй по величине импортер нефти и шестой экспортер нефтепродуктов в мире. В 2023 году страна закупала в среднем 4,6 млн барр. в сутки. Объемы импорта были больше только у Китая — 10,6 млн барр. в сутки. По прогнозам МЭА, в среднесрочной перспективе страна будет занимать одно из первых мест на глобальном рынке нефти и нефтепродуктов за счет существенного роста спроса, который поддержит растущий автомобильный рынок страны.

На сегодняшний день индийский авторынок — один из самых быстроразвивающихся в мире. К 2029 году он может вырасти с нынешних $39,82 млрд до $53 млрд, при этом среднегодовой темп роста составит внушительные 6%. Спрос на авто обеспечит урбанизация — в Индии только 36% населения проживает в городах. Для сравнения, в Китае этот показатель составляет 65%.

Увеличение числа городских жителей приведет к росту спроса на нефтепродукты в секторе перевозок. Более того, до повсеместного распространения электрокаров Индии далеко — на их долю приходится лишь 2% от всех новых легковых автомобилей в стране.

Как в Индии приманивают Tesla с помощью налогов

По словам экспертов, еще одним фактором, который обеспечит дополнительный спрос на нефть в Индии, станет ввод новых нефтеперерабатывающих заводов. В МЭА ожидают, что через пять лет мощность НПЗ в республике увеличится на 1 млн барр. в сутки.

По словам министра нефти и природного газа Индии, государственные и частные нефтеперерабатывающие заводы ведут «активные дискуссии» о масштабировании производства свыше 310 млн т в год. Такие планы могут реализоваться раньше 2028 года. Также сейчас страна активно растет и нуждается в большом количестве дешевых энергоносителей, чтобы обеспечивать экономический рост и поддерживать промышленность. Однако через 15 лет структура потребления энергии в стране может заметно измениться.

Экология в тренде

Государственная стратегия Индии предполагает масштабное развитие возобновляемой энергетики и атомной генерации, снижение углеродного следа и ориентацию на «зеленую» промышленность. Эксперты уверены, что рынок возобновляемой энергии в Индии продолжит существенно расти. Как пишет The Economic Times, в 2023 году власти страны вложили в нее $30 млрд, а аналитики Morgan Stanley прогнозируют, что эти инвестиции могут вырасти более чем до $400 млрд в течение следующего десятилетия.

В республике сейчас один из крупнейших и быстрорастущих рынков возобновляемой энергии. В 2023 году его объем достиг $22 млрд, а к 2032 году он может вырасти до $46,7 млрд благодаря поддержке правительства и увеличению инвестиций в секторы солнечной и ветровой энергетики.

Ветер с моря дул: что происходит с зеленой энергетикой Индии

Серьезно на внутренний рынок могут повлиять и глобальные тренды. На фоне климатической повестки и Парижского соглашения большинство стран, особенно развитые экономики, ставят перед собой цель снизить выбросы парниковых газов. Общемировой рынок возобновляемой энергии может вырасти с $1,21 трлн в 2023 году до целых $3,6 трлн к 2030-му с внушительным среднегодовым темпом роста 17,2%.

Почему может не получиться

Индия уже сейчас является страной с самым многочисленным населением на планете. По разным оценкам, к 2060 году население Индии может достичь 1,7 млрд человек. Прирост населения и переток жителей в города — эти два фактора будут значительно увеличивать спрос на энергоресурсы. В том же МЭА утверждают, что к 2050 году общее потребление электричества в Индии кондиционерами превысит текущее потребление энергии во всей Африке.

При этом страна имеет серьезные проблемы с энергосетью — буквально десять лет назад она страдала от веерных отключений электричества по всей стране. Тогда причиной блэкаута стали не только низкие инвестиции в отрасль, но и дефицит энергомощностей ГЭС из-за задержки муссонных дождей в этом году.

Проблемы у Индии есть и с солнечными панелями. Согласно исследованию агентства AFP, смог и пыль снижают эффективность солнечных панелей в стране на четверть. По мнению экспертов, с дальнейшим развитием солнечной энергетики в республике пропорционально вырастут и денежные потери из-за смога и пыли — они могут исчисляться миллиардами долларов.

Сложности понимают и власти страны. Поэтому в 2023 году на 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP28) в ОАЭ представители Индии не стали подписывать документ о возобновляемых источниках энергии и энергоэффективности. По их словам, Нью-Дели в обозримом будущем не намерен отказываться от использования угля в энергетике.

Историческая зависимость Индии от угля и нефти рождает другую проблему. Закрытие угольных ТЭС в будущем и переоборудование НПЗ потребует больших затрат и инвестиций. Также для существенного увеличения доли возобновляемой энергии необходимо построить инфраструктуру: резервные мощности и системы хранения энергии. Индия уже сталкивалась с блэкаутами из-за недоинвестирования в сфере электроэнергетики. Вряд ли власти будут торопиться с «зеленым» переходом и в этот раз, считают участники индустрии.

Разное