Планы АВТОВАЗа: Искра, обновленная Нива, кроссовер и минивэн

АВТОВАЗ подвел итоги 2024 года и поделился планами на 2025-й. В прошлом году было выпущено 525525 автомобилей Лада, и это рекордный показатель за последние десять лет. Сюда включены не только машины, сошедшие с конвейеров в Тольятти и Ижевске, но также продукция других площадок (например, 7500 машин из вазовских машинокомплектов собрано на заводе Чеченавто в Аргуне).

Внутри страны АВТОВАЗ реализовал 458933 машины, заняв 27% рынка (в позапрошлом году был 31%). Почти 43% сбыта пришлось на корпоративных клиентов (197068 машин), а средний возраст частных покупателей, по данным компании, за последние три года снизился с 44 лет до 41 года. Разбивка по моделям следующая: Гранта (205622), Веста (123456, на универсалы пришелся 31%), Нива Travel (51309), Нива Legend (49543), Ларгус (22192, на фургоны пришлось 25%), Аура (263 машины). Остальное — полурамные грузовички на базе Гранты и Нивы. Кроме того, 21 тысяча машин отправлена на экспорт в двадцать стран: в минувшем году были возобновлены поставки в Иран, Ливан, ОАЭ и на Кубу.

Самое же интересное — планы на 2025-й. Глава АВТОВАЗа Максим Соколов объявил, что в этом году компания намерена выпустить 500 тысяч автомобилей и машинокомплектов, однако этот показатель может быть пересмотрен в зависимости от рыночных факторов. Они наверняка проявятся, ведь примерно две трети всех автомобилей Лада до сих пор продавалось в кредит, а с нынешними ставками спрос уже начал падать. Для компенсации просадки АВТОВАЗ создал собственное лизинговое подразделение, подробности о котором появятся чуть позже.

Ближайшей новинкой станет Лада Нива Спорт: сборка таких машин с шестнадцатиклапанным мотором 1.6 (122 л.с.) от Гранты Спорт началась еще в декабре, а старт продаж намечен на весну. Также на 27 января запланирован старт производства Весты с шестиступенчатой «механикой» китайского производства. Эта коробка передач будет сочетаться с мотором 1.8 (122 л.с.), который сейчас агрегатируется только с вариатором. В продаже такие Весты появятся весной. На второе полугодие обещано возвращение самой мощной Весты Спорт.

Главной же новинкой 2025 года станет Лада Искра, о которой мы подробно рассказывали. Запуск производства и презентация всего семейства (седан, универсал и кросс-универсал) состоится в ближайшие месяцы, Искру станут выпускать в Тольятти на одной линии с Грантой. На машины будут ставить восьмиклапанники 1.6 (90 л.с.) с вазовской пятиступенчатой «механикой» и шестнадцатиклапанные моторы 1.6 (106 л.с.) с китайскими трансмиссиями — шестиступенчатой «механикой» или вариатором. В продаже Искра должна появиться к лету.

Еще одной новинкой станет модернизированная Лада Нива Travel, которая появится ближе к осени. Внедорожнику обновят внешность (по образцу прошлогоднего электромобиля), а под капотом окажется новый восьмиклапанный двигатель 1.8 мощностью 90 л.с. Он создан на основе грантовского «поперечного» двигателя, но установлен продольно, а его главным преимуществом должна стать хорошая тяга на низких оборотах. Этот мотор достанется и классической Ниве Legend, но позже, к началу 2026 года, а вместе с ним на трехдверки начнут ставить раздатку с одним рычагом управления (как у Нивы Travel) вместо двух. Таким образом, АВТОВАЗ окончательно откажется от жигулевских двигателей.

На июнь 2025-го намечена презентация кроссовера на платформе Весты: его покажут на Петербургском международном экономическом форуме, но лишь в виде опытного образца. Начало производства запланировано только на 2026 год, поэтому у машины пока нет даже собственного имени. Ясно лишь, что этот кроссовер будет строго переднеприводным. А еще впервые официально подтверждена разработка минивэна — тоже на платформе Весты. На проект под обозначением B-Van выделено 20 млрд рублей, тогда как вся инвестиционная программа АВТОВАЗа на 2025 год предусматривает 45 млрд рублей. Опытный образец трехрядной машины будет показан в 2026 году, производство должно начаться в 2027-м.

Разное