Как новый срок Дональда Трампа поможет продажам индийских автозапчастей — РБК Отрасли

Фото: Shutterstock

Индийская индустрия производства автозапчастей в первом полугодии 2024/2025 финансового года (завершается 31 марта, календарно первые три квартала приходятся на предшествующий год) выросла на 11,3% относительно первой половины 2024 года — с $36,1 млрд до $39,6 млрд. Это данные отчета национальной Ассоциации производителей автомобильных компонентов (ACMA).

Объем поставок производителям оригинального оборудования (OEM) увеличился на 11,2% и достиг $33,8 млрд по сравнению с $30,8 млрд годом ранее. Сегмент послегарантийного рынка вырос на 5%, до $5,7 млрд. В предыдущем году он составлял $5,5 млрд.

Рост спроса на автозапчасти совпадает с трендом на авторынке Индии — ему пророчат значительный рост в ближайшие несколько лет. Спрос на специализированные автомобили в сегменте пассажирских автомобилей вырос на 13%, при этом продажи моделей длиной от 4 до 4,4 м и ценой менее 2 млн рупий увеличились на 25%, отмечают в ACMA. Продажи двухколесных транспортных средств тоже выросли, в том числе рынок мотоциклов с объемом двигателя от 350 до 500 куб. см увеличился на 74%.

Старые друзья: как бывшие партнеры делят рынок мотоциклов Индии

В целом двухколесный транспорт для Индии важнее, чем четырехколесный: как показывают данные Фонда капитала индийских брендов (IBEF), в 2024 году Индия произвела 1 млн транспортных средств с электродвигателем; из них только каждое десятое имеет по четыре колеса, остальные — двухколесные. Двигатели внутреннего сгорания на рынке пока доминируют: таких транспортных средств за год было произведено 25 млн, лишь каждое пятое из них — четырехколесное.

Рост экспорта и новые возможности

По данным экспертов IBEF, на экспорт идет четверть производимых в стране автозапчастей. Они конкурентоспособны благодаря низким затратам на производство: сделать запчасть в Индии на 10–25% дешевле, чем в Европе или Латинской Америке, из-за невысокого размера оплаты труда. К тому же Индия — второй в мире производитель стали и недостатка в сырье не испытывает.

В минувшем финансовом году, как сообщает ACMA, экспорт автокомпонентов подрос на 7% с положительным сальдо торгового баланса — $150 млн. США, Германия и Турция стали основными направлениями экспорта индийских запчастей для авто, а Китай, Германия, Япония и Корея — основными источниками импорта в этом сегменте.

На Северную Америку, как отмечают в IBEF, приходится 32% от общего объема экспорта, на Европу — 33%, на Азию — 24%. За рубеж продают трансмиссии и рулевое управление, компоненты двигателя, кузова, шасси, а также подвески и тормоза. В IBEF считают, что к 2030 году экспорт подскочит до $100 млрд.

Чем Индии поможет Трамп

Индийские производители в новом году в первую очередь рассчитывают нарастить экспорт своему главному потребителю — США и считают, что поможет им в этом новый президент Дональд Трамп. Во время предвыборной кампании он пообещал поднять пошлины на ввоз китайских товаров до 60%, а ведь сейчас именно Китай является главным поставщиком автозапчастей в США.

Китайская сталь против индийской: за кем останется мировое господство

Китайские компании, впрочем, не сдаются и уже налаживают поставки через Мексику. Именно им и противостоит Индия: компании из этой страны открывают представительства непосредственно на территории США и Мексики. JK Tyre, Sona Comstar, Uno Minda и RSB Group имеют собственные мощности в Мексике, Bharat Forge и Anand Group имеют заводы в США, а Samvardhana Motherson — в обеих странах.

Винни Мехта, генеральный директор ACMA, в комментарии для Financial Express объясняет: «Для индийских автокомпонентов США — очень большой рынок: ежегодно мы экспортируем в эту страну товары на сумму $6–7 млрд, в то время как в целом США импортируют автозапчасти на сумму более $300 млрд в год. Доля Индии совсем небольшая — около 2%».

Протекционизм и расширение внутреннего рынка

Последние несколько десятилетий экономика Индии развивалась под защитой чрезвычайно высоких ввозных пошлин: сборы при ввозе автомобилей и запчастей иногда достигают 100% от стоимости ввозимого товара. Но, несмотря на подобные меры, локализация производств в Индии остается невысокой. В рамках инициативы «Делай в Индии» в 2024 году были выделены 28 видов автозапчастей, включающих высокотехнологичные электронные компоненты, домашнее производство которых необходимо наладить в ближайшие годы.

Традиции и реальность: что нужно знать о протекционизме в Индии

В 2021 году работающие на рынке компании под эгидой Общества индийских автопроизводителей (Society of Indian Automobile Manufacturers, SIAM) и ACMA согласовали «дорожную карту локализации». Производители обязались сократить содержание импортных компонентов в своей продукции на 3–5% к 2022 году и на 16–20% к 2025 году, тем самым сократив импорт на сумму от 200–250 млрд рупий за пять лет.

Прогнозы роста и новые проекты

В 2025 году в ACMA ждут, что рынок запчастей пересечет отметку в $80 млрд, тогда как, по данным IBEF, к 2026 финансовому году объем индустрии запчастей в стране вырастет до $200 млрд. Этому будет способствовать растущий внутренний спрос благодаря увеличению числа работающего населения и росту численности среднего класса.

Также Индия планирует наращивать собственное производство для снижения зависимости от импорта — к 2028 году планируется инвестировать $7 млрд в производство продвинутых комплектующих для транспортных средств с электродвигателями. Основной импульс росту придаст сегмент двухколесных транспортных средств.

Теперь на батарейках: как рикши стали символом электрификации Индии

В 2024 году индустрия автокомпонентов составила 2,3% ВВП Индии и обеспечила прямую занятость более чем 1,5 млн человек. Предполагается, что к 2026 году доля сектора в ВВП вырастет до 5–7%, а трудиться в нем будут 3,2 млн человек.

Инвесторы из Индии и других стран активно изучают возможности развития отрасли в стране. Так, например, индийское представительство компании Honda открыло центр исследований и разработок решений в Бангалоре. Целью института будет достижение компанией углеродной нейтральности к 2050 году. В Пенджабе вскоре будет открыт новый завод по производству деталей для BMW. Accuron Technologies и Hyundai Cradle выступили соинвесторами стартапа Xnergy, занимающегося разработкой решений для бесконтактной зарядки электрических и автономных транспортных средств.

Но не исключен и пессимистичный сценарий. В издании Business Standard со ссылкой на данные индийской аналитической компании CRISIL уточняют, что 2025/2026 финансовый год может принести индустрии запчастей Индии снижение на 6–8% из-за ослабления спроса.

Так, производитель автокомпонентов RSB Group уже признал замедление роста сектора коммерческих автомобилей и строительного оборудования на 15% из-за сокращения инвестиций в инфраструктуру. Вслед за ними спад может начаться и в смежных сегментах рынка, указывают эксперты и журналисты.

Разное