В начале 2023 года крупнейший в мире производитель тяговых аккумуляторов CATL анонсировал разработку собственной универсальной платформы для электромобилей. Позже компания поделилась первыми результатами испытаний своего шасси, а сейчас состоялась официальная премьера платформы.
Она называется CIIC (CATL Integrated Intelligent Chassis) и создана по принципу скейтборда, то есть объединяет в себе тяговую батарею, электромоторы с редукторами, силовую и управляющую электронику, подвеску и рулевой механизм. Таким образом, платформа является полностью готовым решением для сторонних автопроизводителей, которым останется лишь установить на нее собственный кузов. Год назад было объявлено, что прототип на шасси CIIC смог преодолеть во время летних испытаний 1000 км без подзарядок и продемонстрировал завидную экономичность — 10,5 кВт·ч/100 км. Зимой при температуре -7°C дальнобойность снизилась до 700 км.
Платформа CIIC подразумевает несколько вариантов для машин разных классов, а первой представлена самая дорогая версия под торговым наименованием Bedrock. На презентации особое внимание было уделено пассивной безопасности. Например, при изготовлении шасси используется сталь горячей штамповки (2000 МПа) и алюминий (600 МПа). Для повышения жесткости конструкции тяговая батарея интегрирована в силовую структуру пола. Кроме того, в аккумуляторе применена высокопрочная изоляционная пленка. При ударе она поглощает часть энергии и предотвращает деформацию ячеек, что уменьшает риск возгорания. А если пожара избежать не удалось, перевернутая конструкция ячеек позволит направить огонь и жар вниз, а не наверх в салон. Наконец, аварийная система отключает высоковольтную цепь за 0,01 с.
Высокий уровень безопасности платформы Bedrock подтвержден предварительными краш-тестами. Заявлено, что прототип с честью выдержал фронтальный удар на скорости 120 км/ч, не допустив пожара и взрыва. Для сравнения: китайский стандарт безопасности CNCAP предусматривает лобовой удар на скорости 56 км/ч, а инженеры CATL подсчитали, что во время их заводских краш-тестов энергия столкновения была в 4,6 раза выше.
Платформа Bedrock подразумевает три тяговых электромотора, а также возможность управления тормозами и рулевым механизмом «по проводам»: это необходимо для установки продвинутого автопилота третьего или даже четвертого уровня. В компании CATL уверяют, что ее универсальная платформа позволит сократить полный цикл разработки нового электромобиля до 12—18 месяцев, чтобы поскорее вывести продукт на рынок. Если Bedrock и в целом CIIC станут популярны, то это сделает китайских производителей намного более плодовитыми. А первой моделью на новой архитектуре станет электромобиль Avatr следующего поколения: машину обещают представить уже во второй половине 2025 года. Выбор неудивителен, ведь CATL является сооснователем бренда Avatr.