data-title=»Ассоциация импортеров пожаловалась на мошенничество по e-mail» data-url=»https://www.rbc.ru/business/25/11/2024/6743c0979a794716c518d1ab» > Вконтакте Одноклассники Telegram Ассоциация импортеров пожаловалась на мошенничество по e-mail Бизнесмены регулярно становятся жертвами мошенников, которые выдают себя за зарубежных поставщиков и получают оплату вместо настоящего контрагента, выяснили «Ведомости». Эксперты рассказали, в каком случае есть шанс вернуть деньги
В интернете активизировались мошенники, которые пытаются обмануть российских импортеров посредством электронной почты, сообщил «Ведомостям» вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Артур Леер.
Сложившуюся тенденцию он связал с расширением числа звеньев в платежных цепочках — за счет этого злоумышленники имеют больше возможностей для мошенничества.
Мошенники действуют так: сперва на корпоративный адрес электронной почты импортера и его зарубежного поставщика одновременно поступают по несколько тысяч фишинговых писем, объяснил собеседник издания в одном из банков. С его слов, затем импортер получает сообщения, в которых мошенники выдают себя за его зарубежного поставщика, адрес отправителя почти идентичен с настоящим адресом электронной почти поставщика, но отличается на один символ. Обычно покупатель этой разницы не замечает.
Впоследствии импортер и злоумышленник продолжают общение в контексте их предыдущего общения с действительным контрагентом, а когда доходит до перевода средств — злоумышленник посылает документ с собственными банковскими реквизитами. Импортер, будучи уверенным, что общается с поставщиком, переводит платеж. Источник газеты подчеркивает, что в таком случае банк не может вернуть деньги.
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж Pro
Российские импортеры постоянно становятся жертвами такой мошеннической схемы, следует внимательно проверять реквизиты перед переводом средств, заключает источник «Ведомостей». Он советует в случае смены реквизитов у поставщика подтвердить это обстоятельство еще и по телефону или в мессенджере, кроме электронной почты. Кроме того, стоит зафиксировать факт изменения реквизитов в дополнительном соглашении к договору.
Подделка электронной почты — одна из самых частых схем злоумышленников в международной торговле, поскольку она технически легко осуществима, а получатели писем обладают «психологической уязвимостью», уверен управляющий партнер адвокатского бюро Nordic Star Андрей Гусев. По его мнению, вероятность возврата утраченных денег повышается при своевременной реакции и поддержке юристов, но этот процесс рискует быть сложным и долгим, в зависимости от скорости реагирования и нюансов законодательства страны, в которую были переведены деньги.
Сбербанк назвал три самые популярные схемы мошенничества в 2024 году Финансы
Шанс вернуть деньги еще остается, если оплата на поддельные реквизиты обнаружилась оперативно, когда статус платежа еще «в обработке», предупреждает старший юрист фирмы BGP Litigation Мария Равич. Она советует немедленно связаться со своим банком, заявив о совершении платежа на неверные реквизиты и вероятном мошенничестве. Однако если платеж уже проведен, следует обратиться в полицию по месту открытия счета потерпевшей компании. Деньги в таком случае вернут только при заведении уголовного дела, установления виновника, вынесения обвинительного приговора и удовлетворения гражданского иска от потерпевшей стороны.
В Российском экспортном центре отметили, что такую схему могут применить не только при зарубежной торговле, и посоветовали минимизировать риски с помощью механизмов безопасной сделки, например аккредитива или эскроу-счета. Наличие доверенного лица в виде банка или эскроу-агент позволяют перепроверить реквизиты и повысить безопасность сделки.
Как вернуть из банка деньги, переведенные мошенникам. Инструкция Инвестиции
Центробанк за второй квартал 2024 года выявил 349 операций без согласия клиентов-юрлиц по счетам и через СБП на общую сумму, превышающую 135 млн руб. В первом квартале таких сделок зафиксировали меньше — 300 на общую сумму 265,6 млн руб. Вернуть в первом квартале удалось 1,4% средств из таких операций, во втором — 0,6%.
C 25 июля кредитные организации обязаны проверять каждый исходящий электронный перевод и выявлять признаки того, что он делается без добровольного согласия клиента или с согласия, но полученного под влиянием или при злоупотреблении доверием.
Читайте РБК в Telegram.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram Авторы Теги