В преддверии повышения утилизационного сбора (а, значит, и повышения цен) на автомобили российский рынок поставил очередной рекорд. По данным агентства Автостат, в прошедшем сентябре встало на учет 150879 новых легковых автомобилей. Это сразу на 36,7% больше, чем в сентябре прошлого года, и на 2% превышает и без того выдающийся результат августа 2024 года (148338 машин). Таким образом, прошедший сентябрь стал самым успешным месяцем на российском авторынке за почти 3,5 года: больше машин было продано только в апреле 2021 года (171,5 тысячи). Напомним, что в статистике Автостата учитываются не только официально представленные у нас машины, но и все разновидности альтернативного импорта.
Первое место в зачете марок традиционно завоевала Лада с результатом 34985 проданных машин, заняв в сентябре 23% рынка. Год назад спрос был таким же, но доля достигала 32%: Ладу усиленно теснят китайские марки! С этим-то и должен бороться повышенный утильсбор. В тройку лидеров сейчас вошли Haval (19725) и Chery (16205). И следующие семь строк в десятке лидеров тоже заняли «китайцы», к которым правильно отнести и формально белорусскую марку Belgee.
Рейтинг моделей по-прежнему возглавляет Лада Гранта: 15939 автомобиля всех модификаций. Однако ее продажи снизились на 17,8% относительно сентября 2023 года. На втором месте Лада Веста (10542), а замыкает тройку лидеров Haval Jolion (9680), который продолжает оставаться самой популярной иномаркой. Показательным выглядит взрывной рост продаж паркетника Changan CS55 Plus (3850): плюс 339%! И на этом фоне упали продажи обеих моделей Лада Нива — Legend и Travel.
Всего с января по сентябрь 2024 года в России было продано 1154778 новых легковых автомобилей. По сравнению с тем же периодом прошлого года рост составил 61%. Но куда показательнее другое сравнение: за девять месяцев 2024 года в России продано больше новых автомобилей, чем за весь 2023 год (1,06 млн).