РБК и агентство НКР выпустили третий ESG-индекс российского бизнеса

Фото: Shutterstock

Что это за индекс и зачем он нужен

ESG-индекс российского бизнеса от рейтингового агентства НКР — это список компаний, составленный на основании оценки их ESG-профиля. Если компания входит в индекс, то она может:

  • сравнивать себя с другими компаниями отрасли и российского рынка в целом;
  • демонстрировать открытость и соответствие требованиям времени;
  • повысить доверие потребителей и контрагентов.

Кроме того, это возможность проявить себя как активного участника ESG-повестки в России.

ESG-индекс публикуется с 2022 года. Начиная со второго, прошлогоднего выпуска аналитики НКР отделили компании финансового сектора от всех остальных, чтобы точнее учесть специфику деятельности каждой из двух подгрупп. Всего в итоговый перечень в 2024 году было отобрано 117 анкет, из них 18 — от банков и страховых компаний (против 20 годом ранее).

Для расчета индекса использовали данные, полученные в результате анкетирования. Структура анкеты и вопросы учитывали специфику каждой отрасли, чтобы сопоставить данные из разных сфер. Вес каждого фактора тоже менялся в зависимости от отрасли. Например, в оценке экологической составляющей для нефинансовых компаний вес увеличивался в соответствии с их влиянием на окружающую среду.

Степень влияния определяли на основе градации, описанной в законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Максимальный вес (50% экологического фактора) применили для анализа компаний, которые закон относит к первой категории: объекты, оказывающие значительное негативное влияние. Для компаний из второй и третьей категорий вес фактора снижался до 40 и 30% соответственно.

Затем в зависимости от набранных баллов компании распределили между тремя уровнями соответствия экологическим, социальным и управленческим стандартам: средний, выше среднего, высокий. При этом индекс не включает в себя низкий уровень соответствия ESG-стандартам, потому что все респонденты уже в какой-либо степени соблюдают экологические, социальные и управленческие нормативы.

Какие факторы учитывали

Экология:

  • показатели выбросов вредных веществ в окружающую среду;
  • действия компаний, направленные на рекультивацию природных ресурсов;
  • инвестирование в природоохранные технологии;
  • финансирование экологических проектов, не связанных непосредственно с производственной деятельностью и реализуемых на благотворительной основе.

Дополнительно для банков и страховых компаний:

  • экологичность операционной деятельности (зеленый офис, электронный документооборот, снижение объема твердых бытовых отходов, ресурсо- и энергосберегающие технологии);
  • усилия по формированию зеленого инвестиционного или кредитного портфеля;
  • предоставление преференций зеленым заемщикам и стимулирование ESG-подходов среди клиентуры.

Социальный фактор:

  • соблюдение трудовых норм и требований законодательства в области защиты прав сотрудников;
  • инициативы компаний, выходящие за рамки формальных требований законодательства и обеспечивающие сотрудникам дополнительные меры социальной защиты;
  • возможности развития и совершенствования в профессии;
  • наем и создание условий для работников с ограниченными возможностями;
  • трудоустройство молодых специалистов, в том числе прошедших обучение или стажировку на предприятии;
  • справедливость распределения финансового вознаграждения, определяемая с учетом разброса между средней и медианной зарплатами;
  • текучесть кадров как показатель уровня комфорта трудовых условий;
  • система обратной связи для сотрудников, которая позволяет разрешать конфликтные ситуации или подавать обращения об улучшении условий труда;
  • благотворительная деятельность и инвестирование в проекты социальной направленности.

Корпоративное управление:

  • наличие документов, регламентирующих устойчивое развитие компании, направленных на предотвращение конфликтов интересов и коррупции;
  • наличие совета директоров и соответствующих профильных комитетов, в задачи которых входят вопросы устойчивого развития, управления рисками, кадровой политики и вознаграждения менеджмента;
  • объем раскрываемой информации и регулярность раскрытия.

В расчете индекса использовались плавающие веса факторов, зависящие от отраслевой принадлежности компании.

Главные изменения за год

Наибольшее отставание средних значений от максимума наблюдается в социальной компоненте (в предыдущие два года это была экологическая составляющая). В то же время средние показатели экологической компоненты улучшились у компаний на I и II уровнях. Отрыв средних показателей управленческой компоненты от максимальной оценки практически не изменился на I уровне, для которого характерны высокие стандарты корпоративного управления. Для компаний II уровня наблюдается ухудшение показателя — если в прошлом году средняя оценка составляла 60% от максимума, то в текущем году лишь 53%. Для компаний на III уровне также было зафиксировано снижение среднего балла — 29% от максимума в 2024 году по сравнению с 39% в 2023-м.

Отрыв максимальной совокупной оценки от среднего значения для всех уровней изменился несущественно по сравнению с прошлым годом. Для компаний из первой категории средний балл составил 65% от максимума (66% годом ранее). Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении II и III уровней — 51 и 31% по сравнению с 53 и 35% соответственно.

Такая динамика объясняется в том числе устоявшимся подходом участников к раскрытию и предоставлению информации. Наличие в составе выборки крупных компаний с широкой экспертизой в данном направлении положительно влияет на качестве анкет. Оценка экологической компоненты поддерживается за счет глубокой и проработанной экологической отчетности.

Отраслевые выводы

Однозначным лидером индекса 2024 года по числу участников можно назвать компании сектора IT и телеком. Если в прошлом году эта отрасль находилась в середине списка, то теперь ее представители занимают почти четверть всех участников индекса.

«Сохраняющийся низкий уровень зеленого кредитного или инвестиционного портфеля обусловил, как и в прошлом году, низкий средний показатель экологической компоненты в финансовом секторе (в среднем 364 балла из 800 возможных), — отмечают авторы исследования. — Также сохраняется отставание по экологической компоненте строительных (293 балла) и IТ-компаний (289 баллов). В их случае сказывается низкий уровень качества информации об экологических последствиях деятельности предприятий из этих отраслей». По экологической компоненте с большим отрывом лидирует отрасль водоснабжения (570 баллов).

Как и в прошлом году, сохраняется низкий разброс средних значений по отраслям для социальной компоненты, что обусловлено устоявшейся практикой социальной защиты сотрудников в российских компаниях, а также более простым механизмом сбора и предоставления отчетности. Лидер направления S — отрасль добычи полезных ископаемых (515 баллов), тогда как антилидер — строительная сфера (324 балла).

Дисперсия средних оценок управленческой компоненты снизилась по сравнению с итогами 2023 года, однако, как и в то время, аутсайдером с самым низким показателем считается IT-сектор (298 баллов), для которого характерны небольшой размер компаний и низкий уровень формализации корпоративных процедур. Ровно на 300 баллов из 800 возможных сферу телекоммуникаций опережает сектор водоснабжения: со средними 598 баллами он лидирует по направлению G-компоненты.

Водоснабжающие компании также набирают наибольший средний балл по всем трем компонентам совокупно — 550. Следом идут компании сегмента ДПИ (511 баллов), замыкают же тройку лидеров металлургические предприятия (487 баллов). Последние два места с заметным отставанием занимают сектор IT (316 баллов) и строительная отрасль (328 баллов).

Разное